Историко-краеведческий музей «Наследие» с. Вороновцы, Хмельницкого района
Школьный музей - стратегический партнер исторического образования.
Музей (от греч. Museion — дом муз) — учреждение, занимающееся сбором, хранением, изучением и экспонированием свидетельств развития природы и материальных ценностей культуры, отражающих разные области творческой деятельности человека. Образовательную деятельность современного музея следует рассматривать в трех аспектах – познавательном, творческом, социальном. Каждый из них, будучи в тесной взаимосвязи с другими, отражает определенное содержание работы по данному направлению.
Познавательный аспект. В основе понятия "познавательный" лежит понятие "знание", а определение содержания является фундаментальной проблемой для науки с древности.
Предшествующие эпохи обогатили понятие новым содержанием, в результате чего знания стали рассматриваться в двух аспектах — практическом и теоретическом. Каждый из аспектов включает в себя науку, технику, религию, культуру, то есть элемент целостного культурно-исторического комплекса. Бесспорно, важное место в комплексе занимает музей, поскольку он принадлежит определенной среде, формирует практический опыт и теоретическое знание, ориентированное на формирование и развитие ряда профессиональных музейных дисциплин. Здесь исследуются такие формы специфической деятельности человека, как сбор, хранение, изучение и популяризация памятников культуры, техники и природы.
Творческий аспект. Творчество является важнейшей составляющей любой деятельности человека. Знание тоже можно рассматривать как результат творческой деятельности человека, ибо оно помогает ему определить отношение к природе, обществу и, наконец, к самому себе.
Социальный аспект. Музей является частью среды и активно участвует в социализации человека с самого раннего возраста. Опыт развития образовательной деятельности музея в ХIХ и первой половине ХХ ст. условно позволяет выделить две группы музеев – профессиональные и собственно образовательные. К первой группе относятся музеи технического, естественнонаучного, этнографического, историко-краеведческого и искусствоведческого профилей. Ко второй – непрофессиональные музеи: педагогические, школьные и детские.
Данная группа музеев имеет не только свою историю развития, но и занимает ведущее место в системе образовательных и социально-досуговых учреждений.
Школьные музеи относятся к группе музеев учебных заведений и музеев педагогического профиля. Появившись на рубеже ХІХ—ХХ вв., они были призваны к жизни потребностью обучать детей брать знания как по непосредственному наблюдению за окружающей жизнью, так и по предметам, собранным вокруг и представленным в школьном музее, представлявшем необходимое собрание коллекций, картин и вообще всего того, что повседневно употребляется в школе. Предпочтение в школьных музеях отдавалось краеведческой тематике, а в сборе экспонатов участвовала вся школа, что позволяло не только знакомить учащихся со спецификой жизни конкретной местности во всех ее проявлениях, но и наладить в школе творческие отношения между учителем и учениками. В советское время школьные музеи, потеряв в основной своей массе прежнее назначение, превратились в формальное отражение истории школы и достижений ее руководства, хотя именно школьный музей должен быть отражением содержания и качества жизни коллектива, центром интегрированной в учебно-воспитательный процесс музейно-педагогической и краеведческой работы.
Музей объединяет связь между поколениями.
В настоящее время школьный музей создается исходя из потребностей школы в наглядном преподавании, активно включен в учебно-воспитательный процесс для осуществления наглядного метода, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни. Он является плодом совместных усилий, совместного творческого труда учителя и ученика, которые вместе занимаются сбором и изготовлением пособий.
Музей НПК «СШ I – II ст. – ДУЗ» села Вороновцы — интегрированный в учебно-воспитательный процесс: через разные формы деятельности, он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся. Он остается музеем детского творчества и детского труда, поэтому ключевыми для характеристики его деятельности являются слова «поиск», «открытие», «творчество». Это музей, создаваемый детьми, родителями, учителями для самих же детей. Он входит в структуру учебно-воспитательного комплекса, отвечает его требованиям и потребностям, поэтому правомерность существования и эффективность деятельности этого музея определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе. Как пример, при изучении трагических страниц Голодомора 1932 – 1933 годов на территории края, ряд учащихся заведения отмечен районными и областными Грамотами.
Исследования Федоришиной Татьяны и Квачевой Светланы нашли свое продолжение и отражение в книгах «Черные покосы» и «Запланированный мор».
Кроме этого, школьный музей еще и выполняет функции: научно-документальную, охранную, исследовательскую, образовательную, он является своеобразным центром научно-методической, исследовательско-экспериментальной деятельности коллектива образовательного учреждения.
Любое вовлечение педагога в исследовательскую и исследовательско-экспериментальную деятельность значительно повышает его профессиональную квалификацию. Что касается музея УВК села Вороновец, то он по определению должен вести (и ведет) работу в инновационном, исследовательско-экспериментальном режиме. И это сейчас достаточно важно.
Трудно переоценить потенциал школьного музея в решении вопросов воспитательной деятельности учащихся, поскольку музей относится к тому уникальному типу учреждений, позволяющему транслировать и укоренять в жизни самые главные базовые ценности общества. Через приобщение к отечественной украинской истории и культуре происходит осознание ребенком собственной личности. Музей вызывает интерес к прошлому народу, к памятникам старины. Школьный музей может и должен соединить разорванную связь между поколениями, эпохами.
Основными методами обучения в музее есть исследовательский, поисковый, наглядный, словесный.
Как формы работы мы используем: практические занятия с документальными материалами, встречи; стенгазеты, фотовыставки и т.п.
В настоящее время более тысячи оригинальных памятников истории, культуры и быта собрано в фонде краеведческого музея НПК «СШ I – II ступеней – ДУЗ» села Вороновец Хмельницкого района. Музей стал местом проведения встреч с интересными людьми, историко-краеведческих вечеров, выставок. Наше краеведческое учреждение основано в 2008 году, к 500-летию села Вороновец. Непосредственно нами найдено и сохранено более тысячи единиц (экспонатов), предметов основного фонда – 620.
Экспозиционные разделы: «Наш край при первобытнообщинном строе», «Наш край в средние века», «Вороновцы в 16 – 18 веках», Вороновцы в 19 в начале 20 века», «Голод и репрессии в Вороновцах», «Наш край в годы Великой Отечественной войны», «Восстановление Вороновец», «Село сегодня», «Этнография и быт Вороновец», «Роде наш красный» и др., ярко показывают важный период жизни села на протяжении исторического времени.
На базе краеведческого музея вместе с библиотекой УВК проводится широкая просветительская работа – экскурсии, презентации, уроки украиноведения и народоведения, различные массовые мероприятия, празднования, выставки, дат и т.д.
Историко-краеведческий музей УПК села Вороновец способствует:
- развития исторического сознания учащихся,
— критическому осмыслению прошлого,
- прогнозированию будущего,
— осмыслению роли человека в истории,
- воспитанию гражданского сознания,
— достоинства и чести в гармоничном сочетании национальных и общечеловеческих ценностей,
- развития у учащихся интереса к истории и культуре своего и других народов,
— стремление сохранить и приумножить культурное наследие своей страны и всего человечества
Оригинальные памятки истории, культуры, быта собраны в фондах музея школы. Он стал местом проведения историко-краеведческих вечеров, выставок, тематических встреч с интересными людьми.
Экспонаты музея свидетельствуют о богатом историческом прошлом севера Хмельницкого района и, в частности, села Вороновец. Вот некоторые экспозиции:
Вся краеведческая работа музея проводится в форме стационарных исследований или экспедиций. К ним привлекаются дети всех возрастов, а также педагоги, родители, общественность.
Не остаются без внимания краеведческого музея, так называемые, «белые пятна» в истории, связанные с коллективизацией, тотальным голодом, репрессиями. Вот почему и дальше собираются материалы, рассказывается музейными средствами о судьбе таких земляков — вороновчан.
Важное место в музее имеет раздел, посвященный годам Великой Отечественной войны «Никто не забыт, ничто не забыто». Работая по данной тематике ученики, благодаря поисковой работе, зернышко за зернышком собирают документы о боевом пути своих односельчан, творивших подвиг на дорогах войны.
Материалы по тематике изучения истории родного края находят свое отражение в печати, буклетах, книгах. Например, были изданы книги: «Хмельницкая земля в перезове веков», «Хмельницкий край – прародительская земля», «Вороновцы – моя родная деревня», «Родит наш красный», «Топонимический справочник Хмельницкого района», «Хмельницкие мировоззрения», «Древний Уланов» на перекрестке веков и путей», «Снивода в жизни моей и судьбы», «Хмельницкий район в датах», «…А память жива», «Исторические страницы Хмельницкого края», «Забытые страницы нашей истории. Хмельницкий район», «Битва на Синей Воде 1362 года.
Освобождение Украины и Подолья в частности», «Битва на Синей Воде 1362 года: историческая реальность», «Святство над Сниводой», «Черные покосы», «Сломанные колосья», «Запланированный мор», «Красный террор», «Городу Винницы – 650 лет», «Тобою, края мой, живу», «Со словом великим Тараса учусь, работаю, живу» и проч.
Материал подготовил: Николай Никифорович Дорош — учитель, историк, краевед, Почетный краевед Украины, Почетный гражданин Хмельницкого района, Почетный педагог Хмельницкого района, Почетный гражданин Улановского территориального общества, член Национальных союзов Украины журналистов и краевед
Лауреат и победитель областных конкурсов по тематике исследования Голодомора и сталинский репрессий. Автор 35 книг по историко-краеведческой тематике и 17 книг в соавторстве.
В 2008 году был занесен на областную Доску Почета «Труд и победа винничан».
//Дорош М., Степанюк В. Тобой, края мой живу… Хмельниччина: события, личности, время. Справочник. - Винница, 2013.- с.64-65.
Дорогу до музею Ви легко зможете знайти на карты гугл, а бо просто перейти за посиланням https://goo.gl/maps/F8A41KpjRLS2